В газете «Гудок» 18.03.2010 была опубликована любопытная статья Сергея Палкина – начальника Центра технического аудита ОАО «РЖД»
Брак без расчёта «На треснувшей тележке вагон далеко не уедет.»
…
– В текущем году большое количество изломов боковых рам произошло по причине неудовлетворительного качества литых деталей чебоксарского производства. На ООО «Промтрактор-Промлит» установлено, пожалуй, самое современное оборудование с использованием вакуумно-плёночной технологии. Коллектив работников и менеджеров этого завода оказался не способным освоить передовые зарубежные технологии.
В 2008 году, в период высочайшего дефицита боковых рам на рынке, завод постоянно лихорадило от неустойчивой работы вакуумных агрегатов. Брак достигал половины от всех изделий. Погоня за выручкой преодолела все хорошие традиции. Ведь ранее завод был примером освоения передовых технологий. Первый звонок прозвучал, когда завод перестал выполнять обязательства перед ОАО «РЖД» по объёмам поставок. А потом выявляется крупная партия контрафактной продукции в Казахстане и другие подобные случаи. Смена руководства стабилизировала ситуацию, но мало что поменяла в области системного подхода к обеспечению качества. Проверками установлены многочисленные нарушения технологии литейного производства.
Литые детали производства Бежецкого сталелитейного завода также не отвечают требованиям ОАО «РЖД» по качеству. Этот завод отличает чрезвычайно низкий уровень технологического развития. По технологии он может считаться самым отстающим предприятием. Собственники завода уже не один год дают клятвенные обещания реконструировать производство, но уже более трёх лет на складах валяется многомиллионное современное оборудование, которое не осваивается. В то же время завод не способен в полной мере выполнить требования по качеству литых деталей и всякий раз добивается уступок со стороны ОАО «РЖД» по гарантиям качества. Ситуация может дойти до того, что если этот завод не получит инвестиций от собственников, то из-за низкого качества он прекратит своё присутствие на рынке вагонного литья. Его объёмы будут освоены более современными предприятиями, например Алтайвагоном. Это новое производство уже близко к серийному производству по самым современным технологиям с высоким качеством.
– Оказывает ли ОАО «РЖД» содействие в решении возникающих проблем?
– Изломы боковых рам давно известная проблема, но до сих пор в должной мере она не решена, хотя в последние годы многое сделано в этом направлении. Так, на всех литейных предприятиях полностью пересмотрена технология изготовления литых деталей. Усилены все ключевые параметры технологии – от выплавки стали до исправления литейных дефектов. ОАО «РЖД» в 2006 году установлены новые технические требования к литым деталям, которые вызвали много возмущений со стороны производителей. Но последовательная работа с ними позволила новые требования внедрить, а значит, повысить качество. И если в начале их освоения брак на заводах достигал 30%, то сегодня он не превышает 8%, а дальнейшее совершенствование технологии позволит привести потери от брака к нормируемым в 2–3%. По инициативе ОАО «РЖД» пересмотрены технологические инструкции. По соглашениям с компанией ряд предприятий внедрил новые технологии, освоил новые требования по документированию литейных дефектов, внедрена сплошная паспортизация всех литых деталей с отражением результатов ключевых технологических операций. Введена новая типовая инструкция по проведению неразрушающего контроля качества литых деталей. Тем не менее боковые рамы продолжают ломаться.
….
Полностью читать на www.gudok.ru
Копия статьи с любопытными комментариями на http://rsl.npp.ru/articles/lit/interview_8667.html